авторские статьи, познавательные истории, исторические события и просто интересные факты из жизни со всего света на сайте soreso.ru


Федор Михайлович Достоевский - мрачный исследователь русской совести.


Достоевский был единственный психолог, у которого я мог кое-чему поучиться»
Ф. Ницше, «Сумерки идолов»

Федор Михайлович Достоевский - мрачный исследователь русской совести. Можно ни капли не сомневаясь заявить, что Ф. Достоевский – величайший русский писатель-философ, читаемый сегодня на всех языках мира. Хотя оценка его творчества, да и самого Федора Михайловича по сей день неоднозначна, в ней нет полутонов, что говорит само за себя. Достоевского называют или же психом, или же гением. И это не странно, ведь если решиться прочитать несколько его произведений подряд, (на что решиться довольно тяжело, учитывая мрачность и легкий негативный осадок почти всех книг Федора Достоевского) читая, начинаешь невольно смотреть на мир глазами автора, и мир этот пугающ и омерзителен. Родившись и прожив в XІX столетии, в эпоху кризиса религиозной морали, в эпоху революционной мысли и начала научно-технического прогресса, Федор Достоевский сумел увидеть то, что до него не видел никто, он сумел увидеть отстраненность человека, индивидуума, он придумал целую философскую концепцию, которую позже развил Сартр и которую нарекли экзистенциализмом.

В романах и повестях Достоевского, прочитав его биографию, можно увидеть огромный процент автобиографического, сотни аллюзий на собственную жизнь, нелегкую, странную, сумасшедшую. Мать его умерла от чахотки, отца убили взбунтовавшиеся крестьяне, сам же Федор Михайлович страдал эпилептическими припадками (что не могло не отразиться на манере письма и общем характере произведений)и страстью к азартным играм. Все эти обстоятельства создали пытливого гения, великого психолога человеческой души и гиганта мировой литературы. Что было бы, если бы Достоевский родился сегодня? Мы называли бы его не пророком, а человеком своей эпохи, ведь вся та грязь, что видел он в окружающем его мире сегодня только достигает тех невероятных масштабов, о которых говорил Федор Михайлович. Бездуховное общество технократии, на котором лежит «печать железных дорог», четкое разделение на «власть имеющих» и на «тварей дрожащих», лесть как способ выжить, убийство как право.

Мораль для раннего Достоевского – ничто иное, как иллюзорное, устаревшее и бессмысленное свойство человеческой культуры. «Но ведь если Бога нет, то все дозволено», пишет он в своих записках, и отталкиваясь от этого утверждения, действуют его герои. Студент из «Преступления и наказания», Рогожин из «Идиота», рассказчик из «Записок из подполья». Для примера возьмем последнего, так как учитывая небольшой размер произведения, легче анализировать персонаж. Постоянно обвиняя себя в омерзительности, гнусности и нелепости, протагонист, если так можно назвать рассказчика, внушает читателю жалость и сомнения, несмотря на то, что вопросами к читателю же эту жалость и опровергает. Но когда во второй части мы видим уже не рассуждения, а поступки героя, невозможно не почувствовать долю презрения (конечно, если вы воспитанный в рамках современных моральных ценностей человек) к этому герою, унижающему доверившуюся ему проститутку. И не оправдывают его ни сомнения, ни попытки изменить себя. Он называет себя мухой и говорит постоянно о стене, взятой позже на вооружение упоминавшемся уже выше Жаном-Полем Сартром. Герой «Записок из подполья» одинок и своим одиночеством наслаждается. Он доходит до того, что в унижении видит высшую степень наслаждения, и это кажется ему настолько личностным, что он не чувствует ни одного человека хоть сколько-то похожим на себя. «Я один, а они-то все». По этой цитате легко определяется направление мыслей Достоевского, глубина его анализа, зашедшего в доселе непроходимые леса человеческого сознания. И это человек, который писал ради выгоды, писал за деньги и очень часто в невероятной спешке.


Федор Михайлович Достоевский - мрачный исследователь русской совести. Резкий поворот в жизни Достоевского случился после 4-х летних принудительных работ за участие в деле Петрашевского – Федор Михайлович стал религиозен, взяв Христа за идеал человеческих ценностей (и примером тому служит князь Мышкин, «Христос во плоти»). Но религиозное мировоззрение ничуть не изменило мир, Достоевский видел все ту же дисгармонию, ту же, что и мы сейчас, до сих пор можем наблюдать в нашем обществе.

Федор Михайлович очень критически относился к русскому образу жизни и воспитанию детей. Наблюдая, как непрактичные, однообразные, неоригинальные люди сменяют друг друга на высоких чинах, он пришел к выводу, что все это однообразие, отсутствие творческого, абстрактного интеллекта в умах большинства вызвано как раз воспитанием. Федор Михайлович пишет, «Какая, например, мать, нежно любящая свое дитя, не испугается и не заболеет от страха, если ее сын или дочь чуть-чуть выйдут из рельсов: "Нет, уж лучше пусть будет счастлив и проживет в довольстве и без оригинальности", -- думает каждая мать, закачивая свое дитя.». Сегодняшний день не исключение. Но есть ли у нас сегодня писатель, столь недоверчиво относящийся к собственной душе, к чувствам человеческим и к морали, на которой стоит нынче все европейское общество, на воскрешенной морали, изношенной столетиями и совершенно не ремонтировавшейся со времен инквизиции? Нету, товарищи, так как раз уж мораль и сознание наше не изменилось кардинально, не изменилась и актуальность Достоевского, «темного рыцаря российского духа», великого пророка и знатока умов, сумевшего найти наглость обнажить пороки общества, надругаться над ними, дожить до 60-ти лет и умереть с улыбкой на губах.


Федор Михайлович Достоевский - мрачный исследователь русской совести.

«Кто живет дольше сорока лет, - отвечайте искренно, честно? Я вам скажу, кто живет: дураки и негодяи живут.»

Статьи по теме:








2011-2012 SORESO.RU Все права защищены. Авторские статьи. Интересные истории.
Полное или частичное копирование контента запрещено. Интересные факты.
Вся информация на сайте является авторской и принадлежит администрации сайта.