авторские статьи, познавательные истории, исторические события и просто интересные факты из жизни со всего света на сайте soreso.ru


Русское стекло.


В середине XVIII в. развитие русской промышленности столкнулось с рядом серьезных препятствий, одним из основных было отсутствие квалифицированных рабочих и мастеров. Помощь, поступавшая от Западной Европы, была недостаточной и могла идти только двумя путями. Первый – обучение русских рабочих непосредственно на фабриках и заводах Европы. Это было задачей не из легких, так как постановка промышленных предприятий носила секретный характер и посторонних к делу не допускали.

Второй путь, обещавший вроде бы больше успеха, - приглашение иностранных рабочих и мастеров с хорошей подготовкой. Но мастеров, обладавших серьезными познаниями, и желавших поехать работать в Россию, было немного: таких ценили и на родине. Так же мастер, который соглашался ехать в Россию, обставлял свою работу секретностью и не желал обучать русских рабочих. К тому же владельцы европейских фабрик не желали облегчать развитие отечественной промышленности.

В этом отношении наиболее плохо дело обстояло в стекольной промышленности, где производственные секреты соблюдались особенно строго. В XVII в. лучшими в Европе были венецианские стекольные заводы. Они были окружены полнейшей тайной.

Для удержания мастеров применялись не только мероприятия, затрудняющие выезд, но и предоставлялся ряд привилегий, ставивший венецианских мастеров в один ранг с аристократией. В отношении беглецов, ускользнувших за пределы республики, действовал ряд решительных мер: яд, кинжал и пр.

Но если западноевропейским государствам изредка удавалось заполучить венецианских мастеров и добиваться собственной рецептуры, то русским заводам приходилось работать только с иностранными специалистами.

Потребность в стеклянных изделиях в то время постоянно росла и особенно росла потребность в них царского двора. Это было время большого строительства дворцов, огромных расходов на серебро, фарфор, хрусталь. Зависеть в таких условиях от иностранного ввоза – значило идти на значительные расходы.

Пригласить иностранного мастера оказалось не так легко. Возникли трудности, какие были с мастерами фарфора. Так как оценить уровень опытности мастера можно было только на работе, то до тех пор специалиста принимали на веру. Наиболее важной частью контракта было обучение русских рабочих, и в этом отношении полагались только на высокую оплату мастера, которая могла его заинтересовать в выполнении обязательств.

И все же правительству пришлось пригласить иностранного мастера. Им стал некий Вейс, приглашенный в конце 60-х гг.. Но он по прибытии начал вести себя довольно странно.

Никак не подтверждая своего мастерства, он начал досаждать администрации претензиями. От обучения русских рабочих Вейс уклонялся. И как только Вейс подал заявление об увольнении до истечения контракта, администрация, связанная, угрозой неустойки и не желавшая делать первый шаг, немедленно на это согласилась.

Как оказалось, познания Вейса не превосходят знаний местных мастеров. Но тогда возникает вопрос: откуда появились русские мастера, позволившие расстаться даже с таким специалистом?

Ответом служат работы отечественного гениального ученого М.В. Ломоносова.
Он еще в 1748-1749 гг. вынужден был заняться изготовлением цветного стекла, необходимого ему для опытов в работе по «теории цветов». Здесь он в короткий срок, работая сам, разработал рецептуру стекла, поражающего богатством оттенков.

Когда слухи о его работах распространились, контора строений просила Академию Наук еще в 1751 г. поручить Ломоносову обучение мастеров. После переписки в 1752 г. в лаборатории Ломоносова оказался Дружинин, который в течение года изучал составление цветных стекол. После обучения с хорошим отзывом от Ломоносова был направлен на работу в казенный стекольный завод, где работал до 1773 г., когда из за болезни вышел в отставку. В это время завод уже не только мог отпустить Дружинина, но и согласиться на увольнение Вейса. В переписке, по поводу мозаической мастерской Ломоносова, которая перешла в казну после его смерти, присутствует упоминание о нескольких мастерах, которые могли снабжать лабораторию смальтой для мозаических работ, т.е. умели изготавливать цветное стекло.

Если учесть ограниченность мастеров того времени, ученичество Дружинина и то обстоятельство, что в то время из иностранных мастеров на заводе работал один Вейс, который ничему не обучил рабочих завода, то становится ясно, что своими достижениями завод обязан именно Дружинину, а через него академической лаборатории Ломоносова. Как следует из переписки об отставке Дружинина, по окончании ученичества он получил ряд рецептов, которые, по-видимому, передал заводу безвозмездно. Русское стекло.

Как видно завод обязан всем академической лаборатории М.В. Ломоносова. Также нужно помнить, что вся рецептура Ломоносова самостоятельная.

Высокое качество продукции казенного стекольного завода полностью заслуга гениального выходца из народа, который оставил свой след во всех областях науки, которыми занимался.

Статьи по теме:








2011-2012 SORESO.RU Все права защищены. Авторские статьи. Интересные истории.
Полное или частичное копирование контента запрещено. Интересные факты.
Вся информация на сайте является авторской и принадлежит администрации сайта.