авторские статьи, познавательные истории, исторические события и просто интересные факты из жизни со всего света на сайте soreso.ru


Методы обучения изобразительному искусству в начале XX века


Со второй половины XIX века в Европе интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В это время особенно много издается пособий по начальному обучению рисованию. В 1852 году в Париже выходит книга А.Каве «Рисование без учителя», в которой предлагается новый метод обучения рисунку.

Как показало изучение этого метода, А.Каве пытается возродить старый метод рисования художников Возрождения с помощью завесы и перерисовывания рисунков через кальку. Следуя ее крайне простому методу, можно легко добиться верности пропорций, грации и изящества рисунка. Этот метод состоит в том, чтобы с помощью кальки, сделанной на газе, дать ученику необходимые понятия о ракурсах, представляющих главную трудность в искусстве рисунка, и таким образом постепенно приучить его ко всему, что кажется в них странным и даже невероятным.

Затем, заставляя ученика повторять по памяти то, что он усвоил путем практической работы, г-жа А. Каве помогает постепенно освоиться с трудностями искусства.

Учителем и наставником в данном случае является рамка с натянутой кисеей (если рисунок делается с натуры) или калька (если рисунок делается с образца). Проверку ученик ведет сам по прориси, которая была им же нанесена на кальку или кисею: накладывая ее на свой рисунок, он проверяет величину изображения.

Конечно, такой метод рисования не мог найти широкого применения, ибо он был далек от действительного рисования.
Следует отметить, что внимание ученых было сосредоточено не столько на разработке методики преподавания, сколько на изучении психики ребенка, его интересов. В этом плане широкую известность в начале XX века получили реакционные по своей сущности труды немецкого ученого Георга Кершенштейнера.

Главное внимание Г.Кершенштейнер обращал на изучение процесса свободного выражения ребенком своего «я» на анализ творческой деятельности детей, которая, по его мнению, приобретает эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамками. Г.Кершенштейнер — противник геометрального метода, ибо считает, что этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложенные в ней творческие возможности.

Сторонники теории «свободного воспитания» продолжают культивировать метод предоставления ученику полной свободы творчества, а педагог отодвигается на второй план. Частные же вопросы методики преподавания рисунка, живописи, композиции в последние десятилетия перестали интересовать теоретиков и практиков искусства, на первое место выдвигаются проблемы эстетического воспитания.

Рисунок ученика всегда резко отличается от работы взрослого художника, и каждый может это легко заметить. Здесь можно согласиться с Пикассо, что новая методика «свободного воспитания» сводится к тому, что детей принуждают делать «детские рисунки». Детям предоставляют свободу в рисовании, а на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. И в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере.

В теоритических и методологических вопросах обучения рисунку стали главенствовать формалистические установки. Даже в общеобразовательных учреждениях при обучении рисованию целях наблюдается отход от познания природы. Главные усилия направлены на внешнюю, формальную часть дела, а также на общие вопросы художественного и эстетического воспитания.

Статьи по теме:








2011-2012 SORESO.RU Все права защищены. Авторские статьи. Интересные истории.
Полное или частичное копирование контента запрещено. Интересные факты.
Вся информация на сайте является авторской и принадлежит администрации сайта.