авторские статьи, познавательные истории, исторические события и просто интересные факты из жизни со всего света на сайте soreso.ru


Самодвижущиеся экипажи.


Человек уже довольно давно стал задумываться над тем, что лошадь пора бы уже заменить каким-нибудь механизмом. Ведь даже самая сильная и выносливая лошадь не обладает неограниченным запасом сил, и путешественнику все равно придется рано или поздно где-нибудь совершить остановку. Проблему утомляемости лошадей пробовали решить с помощью специальных пунктов на дороге - "подстав". Там путник мог поменять своих изнеможенных лошадей на новых и продолжить путь без каких-либо задержек. Несмотря на это, идея о создании экипажа, приводимого в движение механизмом еще долгое время не давала покоя многим инженерам и изобретателям тех времен.

Но что бы могло приводить в движение данный механизм. Звучит поразительно, но изначально изобретали возлагали свои надежды на мускульное усилие человека.

Во всяком случает отечественные изобретатели XVIII века: Л.Л.Шамшуренков и И.П.Кулибин. Им принадлежат идеи таких устройств, как "самобеглая коляска" и "самокатка". Предполагалось, что слуги будут попеременно наступать на педали, а механизм преобразовывать это движение в крутящий момент, который бы вращал колеса экипажа.

Однако стоит заметить, что о самой "самобеглой коляске" Шамшуренкого почти ничего неизвестно. Не сохранились ни чертежи данного устройства, ни даже рисунки, которые бы могли пролить свет на то, каким образом она работает. Но все-таки есть свидетельства того, что она на самом деле существовала. По этим упоминаниям мы можем даже составить представления о ее внешнем виде. Сохранились некоторые документы, дошедшие до нас с 50-х годов XVIII века, из Московской сенаторской конторы. В документах автором описывается основная концепция и принцип работы "самобеглой коляски".

Сенаторам идея показалась заманчивой и в 1752 ему выделили место для работы в петербургском мастерском дворе. Вместе с этим было дано распоряжение "предоставить все необходимые инструменты и материалы мастеру для работы". В старых отчетах мы также можем найти тот самый перечень необходимых материалов, которые требовались изобретателю для его работы.

Работа по изготовлению коляски шла спешными темпами. Более того, за работой конструктора следила почти вся комиссия. В одном из рапортов, написанный в июле 1752 года, говорится о том, что конструирование коляски изобретатель Шамшуренков начал 1 июня и по его расчетам работа будет выполнена к первым числам сентября. Вскоре Шамшуренков закончил работы над коляской. Судя по воспоминаниям, коляска внешне напоминала карету. Хотя в отличие от кареты она была намного легче и превосходила ее по прочности. Она действительно работала так, как задумывал ее создатель - двое слуг приводили в движение ведущие колеса и могли с помощью специальных рычагов управлять поворотами коляски.

Известно также, что изобретать был награжден за проделанные труды суммой в пятьдесят рублей. Это была довольно значительная сумма в те далекие времена. Однако о дальнейшей судьбе "самобеглой коляски" нам ничего неизвестно. Была ли она где-либо применена? Какие люди и для чего хотели использовать эту коляску? Об этом история, к сожалению, умалчивает. Вероятно судьбу "самобеглой коляски" постигла таже учать, что и других изобретений, которые были заброшены в дальний угол и вскоре успешно забыты.

О конструкции же Кулибина, который был придворным механиком королевы Екатерины II, нам известно больше. Сохранились и чертежи устройства, с помощью которых мы можем понять принцип его работы. Он был практически таким же, как и у "самобеглой коляске" Шамшуренкова. Слуга должен был стоять на "запятках" и попеременно наступать на педали, которые бы передавали его усилие на зубчатую шестеренку храпового механизма. Этот самым механизм давал "самокатке" возможность свободного хода. После того, как тележка хорошо разгонется по ровной поверхности или при езде с горы, слуга мог перестать наступать на педали. Кулибин также предусмотрел движение "самокатки" в гору. Для этого случая он изобрел что-то наподобие коробки передач. Пониженные передачи передавали значительно большее усилие на колеса за счет существенного снижения скорости. За счет этого "самокатка" легко поднималась в гору.

Управление самокаткой осуществлялось за счет приводов переднего колеса, которые позволяли поворачивать его в различных направлениях. Если внимательно присмотреться, можно провести аналогию с современным автомобилем и его рулевым приводом.

Несмотря на все возможности "самокатки" и инновационную систему управления, она так и не нашла широкого применения. Ведь силы одного, или даже двух самых стойких и выносливых слуг не хватило бы на долгое путешествие. К тому же "самокатка" была достаточно тяжела, что еще более усугубляло проблему. По сути, "самокатка" стала новой и своеобразной мускульно-мышечной игрушкой в коллекции королевы.

Статьи по теме:








2011-2012 SORESO.RU Все права защищены. Авторские статьи. Интересные истории.
Полное или частичное копирование контента запрещено. Интересные факты.
Вся информация на сайте является авторской и принадлежит администрации сайта.