авторские статьи, познавательные истории, исторические события и просто интересные факты из жизни со всего света на сайте soreso.ru


Раннее возрождение.


В Средние века главный вид искусства — архитектура, так как именно храм являлся средоточием культурной жизни общества. «До XV столетия зодчество было главной летописью человечества; за этот промежуток времени во всем мире не возникало ни одной хоть сколько-нибудь сложной мысли, которая не выразила бы себя в здании» (В. Гюго). В эпоху Возрождения архитектура начинает терять свои ведущие позиции в искусстве. Возможно, как писал Виктор Гюго, это объясняется появлением книгопечатания. Если раньше мысль человека свободно и доступно могла выражаться только в камне, то теперь распространение книг делает возможным обмен мыслями через литературу. «Книга убьет здание», — резюмировал В. Гюго.

Но пока книга осваивает свое новое место в культуре, в авангарде искусства становится живопись. Именно живопись в эпоху Возрождения лучше всего соответствует стремлению человека познавать видимый мир. Новые задачи искусства — правдивая передача предметов видимого мира — требовали поиска новых средств художественной выразительности. Перед художниками встали такие проблемы: как передать объемный, трехмерный предмет на плоскости; как изобразить уходящую к горизонту даль в маленьком пространстве картины; как изобразить движение и т. д.?

В XV веке в Италии появляется ряд художников-экспериментаторов, которые пытаются решить эти проблемы. К их числу относится Паоло Уччелло. Главной страстью его жизни стала разработка перспективы — построение глубины пространства на плоскости. «Нет ничего сладостнее перспективы!» — восклицал увлеченный художник обеспокоенным близким, которые уже глубокой ночью пытались оторвать его от любимого занятия — изображения какого-нибудь предмета (шлема, лошади, фигуры человека) в ракурсе. Богатые заказчики делали ему выгодные предложения, но Уччелло их игнорировал, предпочитая свои эксперименты. Так он и умер бедным и одиноким старым чудаком.

Одной из его работ является картина «Битва при Сан-Романо». Это первая картина эпохи Возрождения, написанная на современный исторический сюжет. В 1432 году флорентийцы одержали победу над городом Сиеной, и это событие было поручено запечатлеть в картине Паоло Уччелло. С этой картиной возникает в искусстве Европы новый жанр — исторический. Художник изображает флорентийское войско, твердо шествующее на врага с гордо поднятыми вверх знаменем и копьями. Враг в смятении отступает. Но что-то в этой сцене напоминает игрушечную битву. Сам предводитель войска-— полководец Никколо да Толентино изображен в богатом головном уборе, который вряд ли он надевал в реальной битве. Под копытами лошадей лежит пронзенный копьем воин, но не видно ни капли крови. Вся сцена исполнена какого-то праздничного возбуждения: драгоценная упряжь лошадей, торжественно и . величественно восседающие на конях всадники и даже красивые кусты распустившихся роз.

Художник стремился передать глубину пространства с помощью перспективы. Копья на земле разбросаны не случайно, они сокращаются в размере по мере удаления и указывают на линии перспективы, которые сходятся где-то на уровне головы коня военачальника. В ракурсе изображен погибший воин, шлем. И все-таки перспектива на заднем плане выглядит пока еще не очень убедительно.

Первым математически рассчитал и сумел построить перспективу художник Мазаччо. Мазаччо называют патриархом живописи Возрождения, хотя прожил он лишь около 28 лет. В церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции он создал фреску «Троица». Здесь он впервые как бы раздвинул стены храма, создав иллюзию углубленного пространства. На фоне уходящей в глубину перспективной античной арки мы видим изображение Распятия. За распятым Христом изображен Бог Отец, от которого на Иисуса нисходит голубь — Дух Святой. У Распятия стоят Мария — Богородица и Иоанн Богослов. Ближе к нам находятся еще две фигуры — это заказчики картины — донаторы. Все фигуры можно вписать в четкий равнобедренный треугольник, что создает впечатление устойчивости. Вазари говорил, что Мазаччо первый из художников поставил в своих композициях людей на ноги.

На знаменитых фресках Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции, например «Раздача милостыни», много лет спустя будут учиться величайшие мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Сюжет этих фресок религиозен, но истинное их содержание — могущество человеческого рода, показанное во всей своей реальности. «Я никогда не могу пройти мимо них, — пишет об этих фресках американский историк искусства Бернард Бернсон, — без сильнейшего обострения моего осязательного восприятия. Я чувствую, что, если прикоснуться пальцем к фигурам, они окажут мне определенное сопротивление; чтобы сдвинуть их с места, я должен был бы затратить значительные усилия; что я смог бы даже обойти вокруг них. Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске».

Статьи по теме:








2011-2012 SORESO.RU Все права защищены. Авторские статьи. Интересные истории.
Полное или частичное копирование контента запрещено. Интересные факты.
Вся информация на сайте является авторской и принадлежит администрации сайта.